Пятница, 17.05.2024, 11:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ЛГУ ИМ. В ДАЛЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ "ОЛИМПИАДНИК"

В связи с актуализацией и активизацией олимпиадного движения все острее встает проблема подготовки студентов к участию в олимпиадах. Методика подготовки к олимпиадам по программированию была разработана и уже несколько лет плодотворно работает в колледже Луганского государственного университета имени Владимира Даля. Она может быть использована для решения задач, стоящих перед преподавателями информатики и программирования, которые готовят участников олимпиад и студентами, которые принимают участие в олимпиадах не только районного, но и к олимпиадам более высокого уровня.

Олимпиады - одна из наиболее эффективных форм внеаудиторной работы со студентами. Они не только помогают выявить наиболее способных студентов, но и стимулируют углубленное изучение дисциплин. Олимпиады по программированию в колледже ЛГУ имени Владимира Даля проводятся с 2001 года. За время проведения олимпиад накоплен немалый организационный опыт, разработана система подготовки талантливых студентов.

Взявшись за организацию и проведение олимпиад по информатике, преследовались несколько целей:

  1. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов и реализация их творческих способностей;
  2. Развитие алгоритмического мышления и повышение уровня знаний и практических навыков студентов учебных заведений всех направлений подготовки по информатике, дискретной математике, математической логике, разработке алгоритмов и программ;
  3. Выявление, отбор и поддержка одаренной студенческой молодежи;
  4. Стимулирование творческой работы студентов и научно-педагогических работников;
  5. Системное совершенствование учебного процесса;
  6. Повышение качества подготовки специалистов для народного хозяйства ЛНР.

Кроме вышеуказанных целей, при проектировании методики подготовки и проведения олимпиад придерживались принципа «максимальной технологичности».

На начальном этапе движения по олимпиадной лестнице большая ответственность лежит на преподавателе колледжа, который занимается подготовкой студентов, так как должно быть налажено информирование студентов о продвижении по пирамиде олимпиады. Ни один талантливый ребенок не должен потеряться.

После выявления самых «звездных» студентов продолжать работать с ними следует индивидуально. Но можно заниматься с ними и дистанционно через системы удаленного присутствия.

В настоящее время разработано множество методик подготовки студентов к участию в олимпиадах. В данной работе предлагается методика подготовки к олимпиадам с использованием учебно - тренажерного комплекса «Олимпиадник». Комплекс, является одним из этапов и составной частью внедрения новых информационных технологий в учебном процессе.

 В сети колледжа установлена система «Олимпиадник», которая создана мною в  интегрированной среде Builder C++. С ее помощью можно не только подготовить студентов, которые начинают первые шаги в олимпиадном движении, но и «продвинутым» студентам усовершенствовать свое мастерство в искусстве разработки алгоритмов и программ на высоком уровне.

Учебно-тренажерный комплекс «Олимпиадник» представляет собой программный комплекс, предназначенный для теоретической и практической подготовки студентов к участию в олимпиадах по программированию.

В состав комплекса входят:

·      Краткий справочный материал по основам языков Паскаль и С++ в виде мультимедийных приложений.

·      Теоретический материал, основную часть которого  представляют алгоритмы для решения олимпиадных задач по программированию.

Если хорошо вдуматься, то круг задач предлагаемых на олимпиадах по программированию довольно ограничен. Задач как будто много, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что решение многих из них весьма схоже. Если копнуть еще глубже, приходит понимание того, что задачу можно разложить на подпрограммы и, зная типовые алгоритмы решения отдельных подпрограмм реализовать решение на компьютере.

Естественно, чтобы реализовать решение, т.е. написать работающую программу, необходимо знать алгоритмы решений. На каком языке программирования это делается - не столь важно, будь то Pascal, Си или Java.

Теоретическая часть содержит важные и часто используемые программистами алгоритмы:

-типовые алгоритмы обработки одномерных массивов;

- операции со сверхбольшими числами;

-алгоритмы обработки одномерных массивов и сортировка методом "пузырька";

-типовые алгоритмы обработки двумерных массивов;

 -задачи, сгруппированные по методам решения с использованием дополнительного массива "флажков";

-задачи, сгруппированные по методам решении: от арифметического квадрата до кратчайшего пути;

-задачи, сгруппированные по методам решения. метод вложенных матриц;

-задачи, сгруппированные по методам решения, все через площадь треугольника;

-алгоритмы вычислительной геометрии;

- алгоритмы решения комбинаторных задач.

·      Практическая часть состоит из трех составляющих.

В первой представлены задачи для начинающих студентов. В этом блоке даны условия задач для реализации с подробным описанием входных и выходных данных.

Студент знакомится с условием и выбирает дальнейшие свои действия: или переходит к решению, или переходит к подробному разбору решения задачи. Если и после разбора задачи, студент не может составить программу, то можно перейти к следующему шагу – просмотр полного текста программы.

 Войдя в среду программирования, студент создает программу для решения задачи и создает exe–файл, который можно протестировать на готовых тестах. Тесты подготовлены с помощью программы  TESTER build. Тестер является удобным средством для подготовки решений и тестов для задач по программированию: он позволяет мгновенно проверить решение на наборе тестов, позволяет легко добавлять новые тесты в набор, автоматически генерирует ответы к тестам на основе ответов эталонного решения. Тестер является достаточно надежным и удобным для автоматической проверки решений олимпиадных задач по программированию.

Во второй части представлены задачи с условием, разбором решения и тестами. Текстов программ в задачах этого блока нет.

Третья часть рассчитана на «продвинутых» студентов. В этой части есть только задания и тесты. По решению задач этой части  устанавливается рейтинг участников.

·      Архив задач – это еще одна важная часть учебно-тренажерного комплекса «Олимпиадник». Прорешивание архива задач — это самый важный на старте процесс.

Чемпионы мира по программированию Николай Калинин, Геннадий Короткевич, Нияз Нигматуллин, Андрей Станкевич и Павел Маврин, которые сейчас тренируют новое поколение, сходятся во мнении, что главное в этом вопросе - много практики.

В этой части представлены архивы задач олимпиад разных уровней и лет.

Возможности автоматизированной системы «Олимпиадник» могут быть использованы как для самостоятельной работы студентов колледжа, так  и для проведения факультативных и разного рода дополнительных занятий.

Тренажер позволяет использовать материал при проведении аудиторных занятий, а также самостоятельного изучения материала и направлен на формирование умений и профессиональных навыков, повышения профессиональной компетентности студентов обучающихся по направлениям «Программирование в компьютерных системах» и «Прикладная информатика».

 

  1. Наумов А.Б. Право в Internet: Очерки теории и права. – М.: Московский книжный дом «Университет», 2002.
  2. Лебедева М.Б. Практические задания по применению информационных технологий для студентов педагогического университета.-СПб, 2004
  3. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технлогий и образовательного мониторинга.-М.:Пед.общ-во России, 2001.
  4. Информационные технологии./Б.Я.Советов, В.В.Цехановский. –М.:Изд-во «Высшая школа», 2003
Категория: Мои статьи | Добавил: svlug6161 (23.12.2016)
Просмотров: 218 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz